×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении v1.ru
√ород-джаз страны-блюз

–ежиссер: ¬алерий “одоровский
¬ рол€х: ќксана јкиньшина, јнтон Ўагин, —ергей √армаш, јлексей √орбунов, »рина –озанова, ќлег янковский и другие.

ќбразцовый спортсмен, комсомолец и просто красавец ћэлс (јнтон Ўагин) во врем€ очередной облавы на так называемых стил€г, людей в розовых туфл€х и салатовых пиджаках, неосторожно влюбл€етс€ в ѕользу (ќксана јкиньшина), самую дерзкую и разноцветную. ѕарень до того проникаетс€ образом жизни новых Ђзнакомыхї, что нависает угроза сдачи партбилета. ј дл€ 1955 года это решение, м€гко говор€, с последстви€ми.

ћы тоже в деревне нар€жались, девок пугать!

¬ этой стране, где даже громко чихнуть нельз€, он просто танцует!

„то было в 50-е? —мерть —талина, приоткрытие Ђжелезного занавесаї, коммунальные квартирыЕ —вободы в то врем€ никто не хотел, но те немногие, что повседневно ею наслаждались, Ц широкой души бедн€ки и богема, наплевавшие на госстрой посетители Ђ октейль-’оллаї Ц чиновники, вдовы ¬еликой ќтечественной, проститутки и музыканты, Ц дали течению неожиданную поддержку. Ќо противоположные взгл€ды на стил€г раздел€ло все-таки большинство. Ћюба€ попытка шагнуть в мир лоска и джаза либо строго пресекалась, либо влекла за собой длительные скандалы.

“ем не менее старшее поколение не сказать что одобр€ло свободолюбивые порывы детей, но старалось сильно не трогать. ќсобо везучим давались советы, из сундуков вынималась одежда, заграничные во€жеры снабжали всем нужным и важным. ќ какой политике, нравственности под кнутом, облике зашоренных тридцатых может идти речь, когда Ђкалитка открыласьї?

ƒо свидани€, мама, до свидани€, мама!

 огда будешь налегать на английский, делай это тише, чем в прошлый раз, understand?

ј дети, они же на шаг впереди: вроде и не выросли, но уже пролетариат, и за монотонный труд в преддверии перестроечного времени, за подн€тие науки, искусства и дипломатии не хот€т читать стенографические отчеты съездов партии (один такой мо€ бабул€ держала исключительно в туалете Ц страниц хватило на год), заучивать Ђ апиталї, вешать портреты почему-то дорогих сердцу униженного народа Ћенина и —талина, топтатьс€ под шл€геры ”тесова и одеватьс€ в одинаково противные серые пиджаки.

«дравствуй, јмерика! ¬ этой эпохе, которой никогда не существовало, в нашей стране, которой уже нет, живут немногочисленные, но очень дружные люди, непохожие на других. ќни жадно смотр€т через дырку в пограничном заборе на √лена ћиллера и „арли ѕаркера. Ђ„ем мы хуже?ї

¬от и неклассифицируема€ ѕольза Ц девушка свободна€, неприступна€, особенна€, смела€, просто образец дл€ подражани€, не носи она цветных тр€пок. “рудно не влюбитьс€. ¬от ‘ред, открытый сердцем и душой, ежевечерне созывает в Ђ окї всех неприкасаемых. ј вот ћэлсЕ

—кованные одной цепью, св€занные одной цельюЕ

ƒавайте вспомним, что означает им€ ћэлс. ¬ нем зашифрованы св€тые дл€ нас имена: ћаркс, Ёнгельс, Ћенин, —талин. ј теперь давайте подумаем, что означает небрежно выброшенна€ им буква —.

ќтношени€ Ђштатниковї и комсомольцев вынос€тс€ чуть ли не на апокалиптический уровень: сталинский размах облав на стил€г дышит Ќ ¬ƒ, каторгой и расстрелом, но оборачиваетс€ в итоге безобидной стрижкой коков, чулок и оранжевых галстуков. ѕравда, пока не дошло до ¬Ћ —ћ.

 омсомольцев несравнимо больше, в Ђ—тил€гахї они чуть ли не приспешники “ретьего –ейха: хладнокровно манипулируют ножницами, отреза€ девушкам локоны, выт€гивают руки на партсобрани€х и пинкфлойдовскими молотками шагают по головам всех Ђоступившихс€ї. –ади чего?  ак говорил д€дь ћит€й, Ђѕо горну вставать, по свистку купатьс€, под барабан строем шагать, под ба€н обедать. ј если все это будешь делать хорошо, то в гробу будешь лежать под оркестрЕї Ќет, правда. ћэлс потому и убегает Ц именно убегает (третий взрослый), и, наверное, правильно делает. ¬ этом читаетс€ четка€ метафора: по-насто€щему советский мальчик с самым что ни на есть советским именем разворачиваетс€ грудью к «ападу, как впоследствии поступит и вс€ страна.

„тобы насто€щим стил€гой статьЕ

я понимаю, в гост€х оставить заколку, или шарфик, невинность, в конце концов! Ќо чтобы оставить в гост€х лифчик Ц как такое вообще возможно? Ќе понимаю.

ћузыка в фильме, волнующа€ и узнаваема€ с первых аккордов (выкрик из зала: Ђќ, Ђ„айфї!ї), не живет сама по себе, не отрезаетс€ от действи€ и недурно вплетена в общий план. ќна вмещает в себ€ ответы на все происход€щее, чувства героев, несет в себе Ђэнергию вот отсюдаї и счастливую коду. ƒаже трагизм показан сквозь розовые очки, методом пени€ хитов 80-х и четкой хореографии. » знаковость всего происход€щего отмечаетс€ гениальными интерпретаци€ми песен ’автана, ÷о€, Ѕутусова, ћазаева Ц тоже в некотором роде нонконформистов своего времени.

ќтдельна€ песн€ Ц атрибутика рисованной в воображении американской жизни. √де можно достать туфли, юбки, костюмы и галстуки сумасшедших расцветок? ј саксофон, который, по словам одного из героев, приравнивалс€ к холодному оружию? —оветской –оссии не стало совсем недавно Ц все помн€т, что такое Ђиз-под полыї. ћногие, возможно, вспомн€т радиоприемники Ђот ѕарижу до ћагаданаї, на которых можно было поймать Summertime из Ѕерлина. Ётот душевный пунктик непременно вызовет щен€чий восторг у людей поколени€ 50-х: дет€м и внукам, дл€ которых сейчас существует по меньшей мере сотн€ магазинов с €ркими плать€ми, косметикой и музыкальными инструментами, а литература разрешена вс€ка€, будет что рассказать!

я, пожалуй, отпущу попутный ветер и останусь навсегдаЕ

—оздава€ фильм-мечту, “одоровский хитро подмигивает зрителю и откровенно дурит его. ѕотому что нельз€ бросать кирпичом с размаху в самое светлое и чистое Ц в свободу выбора и честные чувства. » акценты став€тс€ совершенно верные: неважно, кака€ эпоха, кто у власти, что говор€т родители и что думают прохожие, важно то, что это было, что это переживаетс€, это практически первый виток истории свободомысли€. –адикального свободомысли€ как ответ на поствоенную нищету и бардак, жажда заслуженного главного приза, признани€ в себе насто€щего живого человека, черт возьми.

ѕо причине этой легкомысленности в течение всего фильма горло зрител€ сжимает беспощадна€ рука дурного предчувстви€. ¬от-вот, еще чуть-чуть, и случитс€ что-то страшное, непредотвратимое, Ц слишком все радужно. Ќо единственна€ на весь фильм Ђстрашна€ правдаї заключаетс€ в авторитетном за€влении ‘реда, что в јмерике стил€г нет.

ј ведь их нет по одной простой причине Ц там можно всЄ. «ападное поколение мнимых бунтовщиков и музыкальных хулиганов давно ст€нуло с себ€ красные банты и модные манжеты. “ам стремительно развиваетс€ капитализм, дл€ которого важнее лейбл, а не цвет. »де€, а не форма.

ЂЌо мы-то естьї, Ц говорит ћэлс и, собира€ на “верской представителей неформальных движений всех времен и калибров, подводит под фильмом жирную закономерную черту:

“ы знаешь, ведь все не плохо,
Ётот стиль побеждает страх.
Ёта дивна€, зла€, смешна€ эпоха
Ќас с тобою не стерла в прахЕ

Ђ«олота€ї картина ¬алери€ “одоровского, создател€ Ђ—траны глухихї, Ђ“исковї и множества других сильных фильмов, могла быть только такой Ц €ркой, поэтичной, музыкальной, средоточием талантов в актерской, операторской, художественной работе. “ак красиво, возвышенно, восторженно и просто описать то врем€ смог бы не каждый. Ќо самое главное: фильм-то, реб€та, про любовь! ¬едь только глупец мог в п€тидес€тые ударитьс€ в стил€ги Ђпросто такї: нужны была зверска€ выдержка и оптимизм, защита в виде папы из ћ»ƒа или разрушительна€ любовь к джазу, буги и девушке.

Ѕлагодарим за сотрудничество Ђ иномакс-ѕобедаї.

Ќадежда —ЋјƒЌ» ќ¬ј, специально дл€ afisha.v1.ru
ѕросмотров: 25527