×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении v1.ru
Ђ√оголь. Ќачалої: литературные байки с того света

–ежиссер: ≈гор Ѕаранов
¬ рол€х: јлександр ѕетров, ќлег ћеньшиков, ≈вгений —ытый, “аиси€ ¬илкова, јртем “каченко, ёли€ ‘ранц, ≈вгений —тычкин, ян ÷апник, —ергей Ѕадюк и другие.

ƒл€ того чтобы войти в когорту великих русских писателей, нужно не только иметь талант и искусно владеть пером, но и быть готовым распутать самые загадочные убийства на хуторе. ¬ общем, быть совсем как Ќиколай ¬асильевич √оголь. ќн, конечно, порой падает в обморок и видит странные вещи, но кто из творческих личностей не без странностей? ѕока вс€ поэтическа€ элита зан€та игрой в карты и прекрасными дамами, невротичный √оголь подрабатывает криминальным писарем в ѕетербурге, параллельно скупа€ и сжига€ свои первые произведени€. Ќеожиданно дл€ самого себ€ писатель помогает раскрыть преступление местному гуру сыска якову √уро, в компании которого впоследствии и отправл€етс€ в село ƒиканька. Ќа периферии столичных господ поджидает противосто€ние как с хитроумными убийцами, так и с целым полчищем местной чертовщины. Ќо нашего √огол€ так просто не возьмешь, ведь в его неординарном уме сокрыта мистическа€ сила, о которой не подозревает никто, даже он сам.

¬ такую интерпретацию жизненного пути великого писател€ с легкостью поверили продюсер јлександр ÷екало и телеканал Ђ“¬3ї, доверившие реализацию смелых сценарных фантазий постановщику ≈гору Ѕаранову (Ђ—оловей-–азбойникї, сериал Ђ‘арцаї). ¬еро€тный успех так €вственно ма€чил перед глазами руководства, что сугубо сериальный проект решили перенести на экраны кинотеатров. “аким образом восемь 45-минутных серий превратились в четыре кинофильма, а дебютна€ часть приобрела подзаголовок ЂЌачалої. —тоит сразу предупредить, что финальной разв€зки основной сюжетной линии ждать не стоит: лента заканчиваетс€ резко и интригующе на очевидном Ђпродолжение следуетї. Ёто, впрочем, не мешает составить мнение о проекте и решить дл€ себ€, есть ли смысл ждать следующего фильма. » это далеко не самый худший вариант, принима€ во внимание качество порождений отечественного кинематографа последних лет в жанре ужасов. Ђ√оголь. Ќачалої пытаетс€ балансировать на грани хоррора и детектива, тем самым лишь подчеркива€ свою противоречивость.

—кажем пр€мо, следить за происками потустороннего в фильме страшно смешно. ѕыта€сь создать атмосферу с помощью фантасмагоричных припадков √огол€, авторы собственноручно хорон€т какую бы то ни было надежду на саспенс. “о страшна€ рожа на весь экран слишком предсказуемо возникает, то потенциально жутка€ ведьма на деле оказываетс€ ћэрилином ћэнсоном в старости. Ќи о каком напр€жении, испуге или отвращении речи не идет.  онечно, если не вспоминать несколько откровенных сцен. ¬ообще, с обликом всего мистического у творени€ Ѕаранова огромные проблемы Ц главное порождение зла в чисто назгульском костюме не вызывает ничего, кроме смеха, а компьютерна€ графика в моменты бесовщины выгл€дит откровенно дешево и нелепо. ¬от и получаетс€, что дл€ сериала заложенного бюджета оказалось слишком много, а дл€ киноленты слишком мало. ѕри этом Ђ√оголь. Ќачалої вполне можно было бы считать удачной отечественной вариацией ЂЅаек из склепаї, если бы из уморительно-ужасного литературного альманаха ко всему прочему не пытались создать бульварный детектив.

«а организацию последнего собственным присутствием в кадре отвечает харизматичный и однообразный ћеньшиков (Ђѕокровские воротаї, Ђ—татский советникї) в роли гениального следовател€, стильна€ тускла€ картинка и музыка, порой неприлично напоминающа€ музыку из ЂЎерлока ’олмсаї √а€ –ичи. —крытные односельчане с бесчисленными скелетами в сарае и любопытный писатель, вечно попадающий в непри€тности, только дополн€ют картинку очередной реинкарнации приключений ’олмса и ¬атсона. “е же расследовани€ примечательны лишь чисто гоголевским антуражем и вр€д ли способны поразить интригой или событийностью, а характеры и действи€ второплановых героев банальны и предсказуемы, благодар€ чему вызывают только улыбку. ¬ конце концов, ян ÷апник (Ђ√орько!ї, Ђ∆енихї), не выпускающий из рук бутылку самогона даже за операционным столом Ц это почти также предсказуемо смешно, как и анекдотичный ѕавел ƒерев€нко (Ђ√итлер капут!ї, ЂЅрестска€ крепостьї) в гриме ѕушкина. »з подобного юмористического общества выбиваетс€ јлександр ѕетров (Ђѕрит€жениеї, сериал Ђѕолицейский с –ублевкиї), внешне, возможно, и похожий на Ќикола€ ¬асильевича, но при этом ужасно переигрывающий в любой ситуации. Ѕезостановочные кривл€ни€ и жеманность вр€д ли нужны были, чтобы показать √огол€ не от мира сего, с кучей фобий и неординарным мышлением в придачу.

» все же следует признать, что во всем этом сверхъестественном балагане на литературной основе есть некое очарование культурного хулиганства, старого доброго Ђтрэшаї, неожиданно добравшегос€ до кинотеатров.  огда воспринимать происход€щее всерьез не представл€етс€ возможным, а абсурдное воплощение неплохой идеи напрочь убивает скуку, заставл€€ ожидать еще большего мистического безумства на экране, особенно жаль, что создатели Ђ√оголь. Ќачалої, похоже, так и не определились, что они снимают Ц плохой фильм ужасов или пародию на него.

† † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † Ѕлагодарим за сотрудничество  –  Ђћегаполисї

ƒмитрий ѕол€ков, специально дл€ afisha.v1.ru
ѕросмотров: 9711