«Снеговик»: зимняя неувязка

Режиссер: Томас Альфредсон
В ролях: Майкл Фассбендер, Ребекка Фергюсон, Шарлотта Генсбур, Йонас Карлссон, Майкл Йэтс, Ронан Вайберт, Дж.К. Симмонс, Вэл Килмер, Давид Денсик, Тоби Джонс и другие.

Как только вы гордо заявляете, что ваш город находится в списке городов с самым низким уровнем преступности в Европе, в нем обязательно появляется кровожадный маньяк. Но даже в подобной печальной ситуации есть положительная сторона – главный сыщик Осло наконец-то сможет отставить в сторону бутылку и приняться за любимую работу. Сложно поверить, но этот нескладный мужчина с пропитыми глазами и вечной сигаретой в зубах, засыпающий в похмелье на детской площадке, и есть детектив Харри Холле, съевший не одну треску на поимке серийных убийц. Впрочем, в данный момент его куда больше волнуют отношения с бывшей девушкой и ее сыном. Тем не менее его новой напарнице Катрине Братт все-таки удается пробудить интерес Холле к загадочным исчезновениям женщин во время снегопадов в столице Норвегии. Череду жестоких убийств, продолжающуюся несколько лет, связывает одна жуткая деталь – одиноко стоящий снеговик.

Можно с уверенностью сказать, что у седьмого романа из цикла о Харри Холле писателя Ю Несбе был отличный потенциал для, как минимум, шикарного триллера: закрученный сюжет, реалистичные и жесткие подробности, неповторимая скандинавская эстетика и колоритный главный герой с кучей демонов за душой. Кроме того, книга имеет четкую и логически выверенную структуру, с чуть ли не голливудской кульминацией, которые вместе с интересными персонажами и парочкой неожиданных поворотов идеально ложатся в основу фильма. Чтобы испортить этот готовый набор ингредиентов для остросюжетного детектива, нужно действительно хорошо постараться. К удивлению многих поклонников творчества норвежского писателя, кинокомпании Universal Pictures это удалось. Не помог даже крепкий шведский режиссер Томас Альфредсон («Впусти меня», «Шпион, выйди вон!»), которому приходится оправдываться в каждом втором интервью по случаю выхода «Снеговика». Если говорить предельно откровенно, оправдываться есть за что.

Поначалу кажется, что фильм с горем пополам следует литературному первоисточнику, попутно урезая или переиначивая некоторые подробности в образах персонажей или описываемых событиях. Даже пропитый Харри в мешковатой куртке с выражением вселенской печали на лице совсем не выбивается из контекста. Но как только начинается само расследование, хлипкая конструкция ленты трещит по швам, а перед вами набор прекрасно снятых сцен, которые либо наспех связаны друг с другом глупыми детективными клише, либо вообще не имеют никакой логической последовательности. Некоторые герои просто возникают из ниоткуда, мотивацию ключевых действующих лиц и вовсе сложно определить без знания содержания книги, а образы тех, на ком сценаристы акцентируют повествование, искажены донельзя.

И когда Альфредсон с прискорбием заявляет, что из-за давления большого числа продюсеров и сжатых сроков на фоне ограниченного финансирования не удалось доснять почти 15% сценария, можно резонно возразить шведскому постановщику. В конечном результате все равно присутствуют лишь 40% душевных метаний сыщика Харри Холле, 30% личной драмы его коллеги Катрины Братт и 20% злодеяний доктора Идара Ветлесена и журналиста Арве Степа. О судьбе великого и ужасного Снеговика и вовсе говорить стыдно: главную фишку серийного убийцы на экране используют настолько нелепо, что она не вызывает ничего, кроме недоумения и смеха. Показательно, что таинственного маньяка за весь фильм даже ни разу не называют прозвищем, вынесенным в название произведения не просто так.

Безусловно, на все огрехи можно было бы закрыть глаза, если бы, переиначив содержание романа Несбе, создатели экранизации придумали что-то интересное и захватывающее. Но и этого нет: действия Харри Холле в исполнении Майкла Фассбендера (получение которым главной роли в ленте, похоже, действительно знаменует ее кассовый провал. – Прим. авт.) не вызывают никакого интереса, только лишь один вопрос, на который никто так и не дает ответа – почему об этом никчемном сыщике вообще сняли фильм? Актер старается изобразить непростой характер и губительный образ жизни героя, но они ни к чему не ведут, а в расследовании он и вовсе принимает весьма опосредованное участие. Поэтому совсем не удивительно, что единственным весомым достоинством «Снеговика» является потрясающая заснеженная Норвегия, чьи живописные городские и лесные пейзажи появляются в кадре неизменно под звуки меланхоличных фортепианных композиций.

В итоге получается, что финальную развязку этого вялотекущего действа можно занести в подборку самых бессмысленных и беспощадных моментов в истории кинематографа. Но зато после просмотра такой многообещающей киноадаптации крайне забавно вспоминать о том, как у руля проекта сначала значился сам Мартин Скорсезе, а многие поклонники книги считали, что «Снеговик» в худшем случае получится на уровне голливудской версии «Девушки с татуировкой дракона». Кажется, экранным воплощениям атмосферных скандинавских детективов все-таки комфортнее в нише многосерийных криминальных драм на телеэкранах. Хотя, возможно, их производством просто не стоит заниматься тем, у кого вместо головы снежный ком с воткнутой посередине морковкой.

                                                                                                     Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.v1.ru
Просмотров: 7930