«Великая стена»: монстры против китайцев
«Великая стена»: монстры против китайцев

Режиссер: Чжан Имоу
В ролях: Мэтт Дэймон, Цзин Тянь, Уиллем Дефо, Энди Лау, Педро Паскаль, Чжан Ханьюй, Лу Хань и другие.

О Великой Китайской стене всегда ходило множество легенд, она признана чудом света, а в мире нет туриста, который не желал бы пройтись по ней. Но благодаря кинематографу она стала еще и средством борьбы с невиданными ящерообразными чудовищами. И как нельзя кстати ее гостями оказываются двое наемников, ведомые корыстными намерениями с далеких европейских земель – Уильям и Тобар. В погоне за драгоценным черным порохом Поднебесной они оказываются в пустыне, где на их группу нападают кочевники и местная фауна, а затем берут в плен китайские войска у подножия величественной стены. Таким неблагочестивым гостям в гарнизоне мало кто рад, но во время осадного положения армии не помешают талантливые бойцы.

Тем более что Уильям стреляет из лука, как Робин Гуд, а избавившись от бороды, и вовсе вызывает симпатию у отважной командующей Линь Мэй. Ее отряд является одним из тех, кто противостоит огромным смертельно опасным тварям, которые не только усиленно размножаются, но и быстро развиваются, с каждым разом атакуя Стену еще изощреннее и яростнее, чем прежде. Шутка ли – каждые 60 лет они возвращаются из небытия, чтобы вновь попытаться прорваться сквозь каменные редуты и уничтожить весь род людской на веки вечные. Как тут не проникнуться сочувствием к храбрым защитникам человечества? Вот и виртуозный наемник из Голливуда оставляет все мысли о наживе и трусливом бегстве, чтобы стать одним из героев битвы за Великую Китайскую стену.

Кто если не Мэтт Дэймон, мог стать лицом самого дорого совместного проекта китайского и американского кинематографа? В свои 46 лет актер способен не только выращивать картошку в космосе и не напрягаясь дурить ЦРУ, но и вгонять в разъяренные компьютерные пасти внушительные копья. Да и в роли спасителя человеческих душ Мэтт смотрится куда органичнее своего сурового друга и по совместительству стража Готэма Бена Аффлека. Все-таки в подобных фильмах важно не только быстро бегать, высоко прыгать и обладать накаченным телом, но и уметь разрядить пафосную атмосферу простой и забавной шуткой, с чем у американца никогда не было проблем.

Другое дело, что его персонаж в целом прост как три копейки, и даже темное прошлое продажного вояки совсем не интересует ни одного из когорты шести приглашенных сценаристов. То же самое касается остальных участников эпического побоища – они сплошь картонные и лишь произносят заученный текст то на английском, то на китайском. И это удивительно, ведь Тони Гилрой (франшиза про Джейсона Борна, «Майкл Клейтон») и Эдвард Цвик («Последний самурай», «Любовь и другие лекарства») умеют создавать необычных героев, а здесь им в плюс можно занести разве что Уиллема Дефо в амплуа типичного заговорщика и предателя. Впрочем, если уж судьбы китайских персонажей не особо интересны даже их соотечественнику и такому мастеру драматургии, как режиссеру Чжану Имоу («Жить», «Герой»), значит, производство фильма тщательно контролировали, не желая оскорбить ни своих, ни чужих. Робкие и будто обрывающиеся намеки на европейско-китайскую романтическую линию намекают как раз на это.

А вот в визуальном плане Имоу надо отдать должное – в «Великой стене» есть место не только для привычных компьютерных спецэффектов, но и для колоритных акробатических трюков, которыми славится азиатский кинематограф. Вообще все, что касается боев и противостояния монстрам, выглядит здорово и не режет глаз, пусть и не является открытием в мире, где существуют «День независимости» и «Чужие». Особенно хочется отметить идею со специализацией защитников Стены – у каждого отряда есть своя задача в часы обороны, определенный цвет доспехов и свой командующий. К примеру, Линь Мэй ведет в бой корпус синих «Журавлей», состоящий из девушек-камикадзе с копьями, ныряющих на специальных тросах в самое пекло сражения.

Пусть акцент на цветах радуги и кажется пародией на «Могучих рейнджеров», но все равно добавляет изюминку «Великой стене», в отличие от уже набившего оскомину стереотипа о сплоченных и стойких китайских воинах, готовых без раздумий отдать жизнь друг за друга, а не ради еды или грязного золотишка. Надо же поучать эгоистичных и меркантильных европейцев хотя бы через кинематограф, а то партия не одобрит. Подобные нравоучения особенно забавно наблюдать в многомиллионном блокбастере про фантастических чудищ, атакующих главную архитектурную достопримечательность Китая. А если вспомнить про декларируемое студией участие в фильме звезды национального интернета певца и блогера Лу Ханя, за которым во время съемок бегало куда больше фанатов, чем за лауреатом «Оскара», становится совсем смешно.

Как бы то ни было, ругать творение заморских кинематографистов не имеет никакого смысла. Кино полностью выполняет свою задачу – развлечь зрителя. Фильм прост, динамичен, не содержит лишней болтовни и ни разу не провисает на протяжении полутора часов. К слову, небольшой по современным меркам хронометраж отлично вписывается в формат эпичного рубища людей и монстров, которой в наше время неоправданно привыкли уделять чуть ли не три часа. А еще есть симпатичная визуальная составляющая, приятная музыка и бодрый экшен со смачным разрезанием зубастых врагов напополам в качестве бонуса. Пожалуй, подобного рода ленты каждый из нас видел хотя бы однажды в детстве на старенькой видеокассете с одноголосым гнусавым переводом, поэтому если вы готовы снова побыть тем увлеченным ребенком у телеэкрана, то закрыть глаза на шаблонный сценарий, отсутствие логики и законов физики не составит ни малейшего труда. Всем остальным вряд ли стоит ждать откровений от этой восточной сказки на голливудский манер. Пока что своего Кристофера Нолана за стенами Поднебесной так и не появилось.

                                                                                                        Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.v1.ru
Просмотров: 9091