«Голос монстра»: дары смерти

Режиссер: Хуан Антонио Байона
В ролях: Льюис МакДугалл, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс, Тоби Кеббелл, Лиам Нисон и другие

Детство в жизни человека принято считать самым счастливым и беззаботным временем. Да, только оно непременно подходит к концу, когда приходит понимание того, что смерть неизбежна. И щуплому пареньку Конору О'Малли не повезло узнать об этом в 12 лет. Его мама тяжело больна, и никакое лечение не спасет ее от скорой кончины. Только смело признаться в этом не способны как взрослые, так и сам ребенок. Поэтому слезы на глазах и страдания на лицах не сходят у каждого члена семьи О'Малли уже очень давно.

А еще Конору приходится мириться со строгим нравом бабушки, держать обиду на отца, уехавшего в Америку к другой семье, и терпеть издевательства одноклассников. Но беда не приходит одна – однажды во сне к мальчику заявляется гигантский монстр в виде человекоподобного дерева и очень навязчиво предлагает свои услуги рассказчика трех страшных историй. Правда, после них поведать свою уже обязан юный слушатель. Несмотря на все протесты и возмущение, Конор вынужден смириться с навязанной ролью. Он постепенно начинает понимать, что в страшных и огненных глазах этого существа есть разум, а его доводам стоит внять. Вот только реальный мир далек от сновидений, и каждый новый день сулит ему лишь боль и приближение смерти самого близкого человека в его жизни.

На удивление с такой сложной и, без сомнения, тяжелой темой прекрасно справился испанский режиссер Хуан Антонио Байона («Приют», «Невозможное»). Ему удалось очень тонко передать, что именно могут даровать вместе с трудностями такие вещи, как потеря родных. И, пожалуй, к тому, как в фильме отражен одноименный литературный источник под авторством Патрика Несса, не будет претензий даже у самых привередливых читателей. Экранизация «Голоса монстра» получилась в меру грустной, не без волшебства и, конечно, рассчитанной не на любителей поглазеть на то, как тисовый великан крушит дома и ест детей.

Это не аттракцион спецэффектов, как может показаться из рекламных роликов, а настоящая человеческая драма с элементами сказки. Разве что в главной роли еще совсем юный актер, который, кстати, отлично справляется со всеми душещипательными и эмоциональными сценами скорее не при помощи актерского таланта, а благодаря печальному личному опыту. В 2013 году, незадолго до начала съемок у Льюиса МакДугалла («Пэн: Путешествие в Нетландию») скончалась мать, поэтому роль маленького человека, которому приходится повзрослеть раньше других, юному шотландскому актеру довелось испытать не только перед камерой.

Вообще актерский состав в целом справился очень хорошо, не давая ленте скатиться в слезливую мелодраму. Та же Сигурни Уивер («Чужие», «Гориллы в тумане») впервые за свою легендарную карьеру примерила роль бабули-домоправительницы, а постепенно угасающая героиня Фелисити ДжонсВселенная Стивена Хокинга», «Изгой-один: Звездные войны. Истории») с короткой стрижкой как никогда прежде пробуждает сочувствие. На экране действительно члены одной семейки – в этом нет никаких сомнений. Как и том, что монстр из снов вышел на славу. Жуткое нечто, несущее суровую правду жизни голосом Лиама Нисона («Список Шиндлера», «Заложница») пугает и одновременно вызывает большую симпатию. И совсем неспроста – над «Голосом монстра» работала команда художников из «Лабиринта Фавна», поэтому их стиль вы узнаете не только в дизайне самого чудища.

Кроме того, мать главного героя была художницей, из-за чего ее фантазиям и иллюстрациям уделено далеко не последнее место в сюжете ленты. Особенно выделяются те поучительные истории, которые ребенок должен выслушать из уст деревянного монстра. Некоторые из них представлены в виде мультфильмов в стилистике акварельных рисунков, отсылающих не то к сказкам братьев Гримм, не то к «Сказкам Барда Бидля» Дж. К. Роулинг. Это те детали, которые, наверное, поймут скорее взрослые, нежели дети.

Причем потенциальная аудитория – это и есть главная проблема совсем не глупого творения Хуана Байоны. «Голос монстра» собрал какие-то крохи за время американского проката и кое-как плетется в мировом. И это легко объяснить: родители вряд ли поведут своих детей в кино на такую душещипательную тему, а молодежь не завлечешь на фильм с разглагольствующим о потере близких и вере в себя дереве-переростке. В ленте нет разнообразия локаций и приключений в духе Тима Бертона, да и действия как такового тоже – оно строится на эмоциональных всплесках мальчика в реальности и разрушительных деяниях его 12-метрового гостя во сне. Поэтому заядлые циники и противники печальных историй будут плеваться очень долго.

Ну а тем, для кого выражение «в каждой сказке есть доля правды» – не пустой звук, точно стоит обратить внимание на этот фильм. Пусть даже вы заведомо понимаете, что почти все время глаза будут на мокром месте. Ведь человеческое воображение никогда не перестанет быть местом борьбы с личной трагедией, как и кино – прекрасным проводником по-настоящему трогательной и очень хорошо рассказанной истории.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.v1.ru
Просмотров: 10250